ЭКСПЕДИЦИЯ РГО «МАЯКИ РОССИИ» ОБСЛЕДОВАЛА ЧЕТЫРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТА В 2022 ГОДУ
Русское географическое общество совместно с Центром современной истории продолжает исследование уникальных маячных объектов в рамках историко-культурного проекта «Маяки России». В прошлом году в фокусе внимания специалистов оказались четыре навигационные башни, расположенные на берегах Балтийского, Белого, Чёрного морей и Тихого океана.
На протяжении тысячелетий маяки освещают путь мореплавателям, предупреждая их об опасном рифе или прибрежной отмели. Окрашенные в яркие цвета, горизонтальную или вертикальную полоску, они визуально выделяются на фоне ландшафта и помогают судам уточнить своё местоположение в море. Каждый маяк уникален — не существует двух одинаковых маяков.
Изучить историю маячных башен, оценить их техническое состояние и туристический потенциал — основные задачи совместного проекта РГО и ЦСИ «Маяки России», стартовавшего в 2021 году. Специалисты проводят инженерное обследование объектов, фотограмметрические работы и лазерное сканирование для создания детальных трёхмерных моделей маяков, которые позволят разработать рекомендации по их содержанию или реставрации.
— Притягивая к себе туристов и фотографов, маяки становятся визитными карточками российских регионов. У каждого из этих сложных и уникальных архитектурных сооружений есть своё имя, свой характер и своя история, — подчеркнула директор Департамента экспедиционной деятельности и развития туризма РГО Наталия Белякова. — Наш проект — про физическое сохранение маяков и создание их цифровых двойников. Реализация первого и второго создаёт основу для перспективного включения маячных объектов в туристический оборот. Специалисты РГО разрабатывают предложения по включению маяков в туристические маршруты.
В рамках второго сезона 2022 года участники проекта изучили четыре маяка: на севере — маяк Кашкаранцы, на юге — Сочинский маяк, на западе — маяк Таран, и на востоке — маяк Петропавловский.
Кашкаранцы на Кольском
Маяк Кашкаранцы находится в небольшом одноимённом селе, расположенном на Терском берегу Кольского полуострова. В древности эти места населяли саамы. Согласно одной из версий историков, название Кашкаранцы происходит от саамского слова «коашкрентыей». «Коашк» обозначает болотистую местность с мелким кустарником, «рент» или «рынта» — берег, а «ыей» — большой ручей.
С давних времён местные жители занимаются здесь рыбными промыслами, а в советские годы был образован рыболовецкий колхоз. Маяк Кашкаранцы, установленный на берегу Белого моря в 1978 году, обеспечивает безопасное плавание вблизи Кандалакшского залива. Один из наиболее поздних маяков, построенных в России, представляет собой 24-метровую круглую башню из кирпича, окрашенную в красно-белый цвет горизонтальными полосами.
— Маяк Кашкаранцы — один из немногих маяков Белого моря, к которому можно легко добраться на машине. Он может стать одним из потенциальных туристических мест Терского берега, — заметил руководитель экспедиции, директор ЦСИ Иван Анохин. — Одинокий красно-белый великан загадочно смотрится на фоне старинных церквей и деревянных домов. А в 17 км от села находится пляж с яркими аметистовыми вкраплениями.
Участники экспедиции методом фотограмметрии зафиксировали состояние маяка Кашкаранцы и береговой линии, которая постепенно разрушается под натиском волн и дождей. Впоследствии цифровая модель позволит понять, как лучше укрепить берег и защитить уникальный архитектурно-инженерный объект.
Белый маяк с зелёным светом
Два столетия назад на месте современного города Сочи находился торговый Даховский порт. Скалистые берега и бушующее в штормовую погоду Чёрное море осложняли подход судов к пристани. Необходимость подачи опознавательных сигналов с берега стало важной навигационной задачей. В 1874 году по инициативе частного предпринимателя началось строительство маяка, а первый сигнальный огонь на нём зажгли только шесть лет спустя.
Своё название маяк и будущий южный город-курорт России получили в честь одноимённой местной реки Сочи. Сочинский маяк в виде белого одноэтажного здания с 30-метровой башней начал своё регулярное освещение 15 ноября 1891 года. Изначально сигналы маяка были белого цвета. Сегодня его электрическая лампа загорается ярко-зелёным цветом, который виден на расстоянии почти 32 км, или 17 морских миль.
Специалисты РГО и ЦСИ провели архивное исследование и 3D-сканирование маяка высокоточным геодезическим лазерным сканером. Большое внимание специалистов привлекла оптическая линза Сочинского маяка.
— На Сочинском маяке применяется сложная составная линза Огюста Френеля, в то время как на большинстве маяков второй половины XIX века использовались цельные линзы из шлифованного стекла, — поделился Иван Анохин. — Линза системы Френеля состоит из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму треугольника. Призмы преломляют параллельные световые лучи и сходятся в точке фокуса. Данная конструкция позволяет резко уменьшить толщину и, соответственно, массу линзы и способна фокусировать свет даже от слабого источника, например от электрической лампочки.
Дедушка дальневосточных маяков
С 1897 года чёрно-белый маяк Петропавловский, расположенный на мысе Маячный, указывает мореплавателям безопасный путь в незамерзающую Авачинскую бухту Тихого океана. Но первые упоминания об использовании сигнального огня на восточном побережье Камчатки встречаются ещё в документах Великой Северной экспедиции Витуса Беринга. «Маяк, на котором жгут огонь в ночное время», — гласила надпись на первой карте Авачинской губы.
Современная конструкция высотой 13,8 м изготовлена из высокопрочных чугунных блоков. Другая особенность объекта состоит в том, что материалы для Петропавловского маяка доставлялись из Франции, Японии и США, а в число рабочих входили русские, китайцы, корейцы и японцы. Также на маяке продолжает действовать светооптическая линза Френеля, изготовленная французской фирмой Барбье ещё в 1894 году.
Находящийся в 12 км от столицы Камчатского края Петропавловский маяк в 1854 году спас город от вражеских кораблей. Во время Восточной (Крымской) войны члены команды маяка предупредили Петропавловский порт о приближении англо-французской эскадры. После решительных действий маячных смотрителей и защитников порта враг отступил. В годы русско-японской войны в целях защиты светового оборудования маяка было принято решение разобрать фонарь и спрятать его детали. Вошедшие в Авачинскую бухту японцы не только обстреляли город, но и сожгли документы, хранившиеся на маяке.
— Маяк Петропавловский находится в хорошем состоянии, поэтому нашей основной задачей было не составление рекомендаций по его содержанию, а анализ туристического потенциала. На маяке мы провели инженерное обследование и фотограмметрические работы, — поделился Иван Анохин. — С мыса Маячный открывается живописная панорама на волны Тихого океана, разбивающиеся о каменистые рифы, на которых гнездятся чайки. Петропавловский маяк действительно может стать туристической изюминкой столицы Камчатского края. Весьма примечателен тот факт, что и Петропавловский, и Сочинский маяки являются творениями одного военного инженера — Константина Леопольда, который в XIX веке успешно строил маяки на Черноморском, Азовском и Тихоокеанском побережье России. Несмотря на обширную географию его инженерной деятельности, биография этого строителя маяков также заслуживает внимания и отдельного архивного исследования.
Об исследованиях на балтийском маяке Таран читайте в материале: Тайны смотрителя маяка Таран раскрыли специалисты РГО
Подробнее познакомиться с проектом «Маяки России», узнать детальную историю исследованных маяков и посмотреть их месторасположение на интерактивной карте можно на сайте маяки-россии.рф.
В этом году запланировано провести инженерное и историческое обследование пяти российских маяков. Важным направлением экспедиции станет разработка предложений использования маяков в качестве туристических объектов.
Наталья Садовских