Экспедиция на архипелаг Новая Земля

Великий голландский мореход Вильям Баренц уже в 1594 году указывал в своих лоциях наличие поклонных крестов, поставленных на Новой Земле русскими поморами, рыболовами и зверобоями. В начале 20 века ведущие европейские страны боролись за первенство установления на Северном полюсе своего национального флага, отправляя в Арктику новые и новые экспедиции. Российская империя, обладая обширными морскими территориями в Арктике, также интересовалась полярным регионом и поддерживала проведение исследовательских экспедиций. Обнаружить, задокументировать и по возможности сохранить для истории следы предыдущих экспедиций — такая задача ставилась перед полевым отрядом №1 под руководством капитана 2-го ранга Сергея Зинченко летом 2020 года.

Голландский мореход Вильям Баренц, чьё имя носит холодное море от Кольского полуострова до Новоземельского архипелага, участвовал в экспедициях вдоль западного побережья Новой Земли трижды. В третью экспедицию, осенью 1596-го года, его корабль был затерт льдами в Карском море. После отступления льдов 14-го июня 1597-го зимовщики попытались двумя лодками вырваться и уйти назад, но заболевший во время зимовки цингой, капитан Баренц скончался 20-го июня и был похоронен на Новой Земле.

Суровая арктическая природа сохранила остатки зимовья великого мореплавателя – следы венцов сруба, обваловка. Уверенно выделяется в рельефе узкая ложбина, в которой экипаж сделал склад снаряжения на время строительства зимовья. Новые археологические работы в Ледяной бухте могут пролить свет на быт последних месяцев жизни капитана Баренца.

Фото: Сергей Катков
В июле 1768 г. по повелению императрицы на Новую Землю направляется первая русская исследовательская экспедиция под командованием Федора Розмыслова. Должностной инструкцией экспедиции было предписано составление карт пролива Маточкин Шар, измерение его глубин; по возможности дойти Карским морем до устья реки Оби и на побережье пролива.
«осмотреть в тонкости, нет ли каких руд, минералов отличных и неординарных камней, хрусталя, иных каких курьезных вещей, соляных озер и тому подобного, и каких особых ключей и вод, жемчужных раковин, и какие звери и птицы и в тамошних водах морские животные водятся, деревья и травы отменные и неординарные»
На месте зимовья экспедиции Розмыслова нашей поисковой группой были обнаружены медный нательный крест 18 века и круглая свинцовая пуля – вещественные доказательства первой официальной научной экспедиции в эти места. По описанию мореходов начала 20-го века нам удалось обнаружить остатки зимовья, кованые гвозди и ружейные пули второго отряда экспедиции Розмыслова, ранее не найденные историками.


Фото: Сергей Катков
Пусто, мертво вокруг, высокой скалы, где погребен прах Цивольки. На упавшем кресте надпись: «Здесь покоится прах Н.Э.К.Ф.Ш. Прапорщик Циволъка кончил свою жизнь марта 16 дня 1839 г. и еще 8 человек умерло во время зимовки от цинготной болезни из служителей. Крест поставлен К.Ф.Ш. прапор. Моисеевым»


21 августа 2020. К полуночи стали на якорь в виду южной части острова Баренца. На его западном побережье будем искать продовольственный склад экспедиции Вейпрехта и Пайера 1871-1874 гг. Первая, ночная, попытка высадиться с юго-запада к месту продсклада окончилась неудачей. Не смогли пройти пролив на катере, моренные отложения широким длинным языком пересекли его, оставив глубину где метр, а где и меньше. Потыкались ночью, почиркали килем по дну, вернулись на корабль ни с чем… До 4-х утра сидели в кают-компании, ждали решения, не хотелось терять время на простой. Но в начале пятого все же пошли отдыхать, с утра будем пробовать зайти с севера, с открытого моря…

Продовольственное депо австро-венгерской экспедиции К. Вайпрехта и Ю. Пайера. Фото: Сергей Катков
22 августа 2020. Работаем с утра до 9 вечера, с редкими перерывами, из подручных средств, найденных на прибойке, смастерили ведра для переноски щебня и тару для укладки хрупкой старинной древесины. За большой глыбой натыкаемся на два древних ящика. Внутри них следы ржавой жести, в одном — желтая пачка бумаги с изображением медалей. Видны тексты готикой, в одном месте над красивой печатью с изображением королевы надпись — LONDON 1872. Вероятно, сертификат качества на ту самую «гороховую колбасу». На крышке одного ящика видны остатки надписи черной краской: POLAR EXPEDITION, 1872, WHYPRECHT & PAYER. Даже не верится… ЭТО ПОБЕДА!!!





Несмотря на все трудности и на болезнь, Г.Я.Седов после зимовки продолжал двигаться к намеченной цели – Северному полюсу. Арктика забрала его жизнь севернее архипелага Земля Франца-Иосифа, и точное место его погребения до сих пор не найдено.
Поэт Николай Заболоцкий в 1937 году написал стихотворение «Седов», посвященное подвигу исследователя:
Он умирал, сжимая компас верный.
Природа мёртвая, закованная льдом,
Лежала вкруг него, и солнца лик пещерный
Через туман просвечивал с трудом.
Николай Заболоцкий. Седов
Текст: Сергей Катков, ЦСИ
Фото: Сергей Катков, ЦСИ; Первая фотография: Николай Гернет.